Различают официальную (формальную) символику территории (название, герб, флаг, гимн) и неофициальную (неформальную) символику в виде укоренившихся в общественном сознании символов, вызывающих ассоциацию с территорией.

Символ – это условный вещественный опознавательный знак, условное обозначение, принятое многими.


Официальными символами территории являются название, герб, флаг, гимн.


 Неофициальными символами территории могут быть:

• ремёсла и промыслы (суздальская керамика, хохломская роспись, гжельская роспись, михайловское и вологодское кружева, филимоновская, дымковская игрушки, торжокский златошвейный промысел, ростовская финифть, хотьковская резьба по дереву, холмогорская резьба по кости);

• мероприятия, события (дягилевский фестиваль, рыбинская зерновая биржа, венецианский карнавал, берлинский кинофестиваль и др.);

• продукты питания и блюда национальной кухни (костромская и белёвская пастила, соловецкий хлеб, муромские калачи, Городецкий, тульский и кемский пряники; камчатские крабы и др.);

• народные сказания, былины, эпосы и их герои (карело-финский эпос «Калевала», якутский эпос «Олонхо», киргизский эпос «Манас», Садко, Илья Муромец, Алеша Попович, тульский Левша и др.);

• национальные костюмы и их элементы (косоворотка, сарафан, инчиги, валенки, мантилья и др.);

• предметы быта и товары народного потребления (тульский самовар, оренбургский пуховый платок; кубачинские кинжалы; жостовские подносы, павлопосадские платки, скопинская керамика и др.);

• танцы, манера исполнения песен, представления (аргентинское танго, испанское фламенко, грузинское полифоническое пение, пекинская опера и др.);

• архитектурные, археологические, промышленные объекты и памятники (новгородский кремль, казанский кремль и др.);

• уникальные природные ресурсы, животные, птицы, растения, пейзажи (камчатские вулканы и гейзеры, карельская береза, голландские тюльпаны, андский кондор и др.);

• религиозные, народные и исторические праздники (Ильин день, Сабантуй, Медовый спас, Масленица и др.);

• герои сказок, мультфильмов (палехская Жар-птица, Пиноккио, Петрушка, Чебурашка, дед Мороз и Снегурочка и др.);

• жилища (яранга, юрта, вигвам, хата, изба, сакля и др.);

• известные люди, жизнь и имена которых соотносятся с конкретными городами и местами (Ясная поляна — Л.Н. Толстой, Репинские Пенаты — И.Е. Репин, село Михайловское —А.С. Пушкин, Плёс — И.И. Левитан, Санкт-Петербург — А.А. Блок, Ейск — И.М. Поддубный, Калуга — К.Э. Циолковский и др.;

• присказки, поговорки и иные фразеологизмы, например, «Петербург — голова России, Москва — ее сердце, а Нижний Новгород — карман», «Ярославль-городок — Москвы уголок», «Вязьма в пряниках увязла», «Ездил черт в Ростов, да напугался крестов», «Кашира в рогожу обшила, Тула в лапти обула». Отметим, что в присказках, поговорках, фразеологизмах более образно дается характеристика города (региона) и его жителей. И это могут быть как положительные, так и отрицательные эмоции: тамбовский волк, сирота казанская, стокгольмский синдром и др.;

• художественные произведения всех жанров, когда имя композитора, художника, поэта, писателя, киноартиста связано со страной, в которой они родились и (или) прожили самую плодотворную часть жизни, при этом есть авторы, творчество которых ассоциируется со страной (Астрид Линдгрен — Швеция), но возможна связь с частью страны (регионом), например, сказки (сказы) П.П. Бажова ассоциируются с Уралом, и т.д.

Можно сказать, что символы территории становятся ее «визитной карточкой», что позволяет отличать территорию от других территорий. В основе символов территории должна лежать концепция уникальности, неповторимости, формирующая убеждение, что другой подобной территории или ее отдельных объектов, характеристик, полезностей, благ не существует.